Часы преподавания родного языка обсудят на августовской конференции педагогов  

Часы преподавания родного языка обсудят на августовской конференции педагогов   

С просьбой об увеличении количества часов преподавания родного языка в школах к Главе республики обратились участники межрегионального педагогического форума «Пĕрлĕхре – вăй» / «В единстве – сила». Форум собрал учителей чувашского языка и руководителей общеобразовательных организаций Чувашии. В онлайн формате в нем приняли участие учителя из Республики Татарстан, Башкортостан, Ульяновской и Пензенской областей.

Олег Николаев призвал Минобразования Чувашии составить картину по каждой школе, где какие решения приняты по изучению родного языка и литературы, и сколько часов их преподают. «В ходе августовской педагогической конференции с руководителями управлений образования, директорами школ отдельно вопрос обсудим»,  – заявил он.

Руководитель региона отметил, что в Чувашии в последние два года сделано много для сохранения и развития чувашского языка, как мощнейшей части культуры народа.

«Важно думать о том, как прививать любовь к родному языку. При обучении нужно организовать интересную подачу материала. Необходимо развивать проектную деятельность», – отметил Олег Николаев.

Он поддержал идею ежегодного проведения форума: «Надо расширить формат его проведения, насытить культурными мероприятиями».

С приветствием к участникам форума обратилась директор Федерального института родных языков Российской Федерации Лариса Маршева.

«Название форума чрезвычайно примечательное. Примечательно и то, что он проводится в рамках празднования Дня Республики. Это показывает роль, значимость языка в становлении, развитии и перспективах общества, региона и ценностей, которые присущи чувашскому народу, а также огромному многонациональному народу России, – отметила она. – Язык это история народа, путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение языка является насущной необходимостью».

Лариса Маршева подчеркнула, что Минобразования Чувашии, Чувашский республиканский институт образования, научно-методические силы, педагоги, авторские коллективы, родительская общественность, обучающихся, а также языковые активисты делают многое для сохранения и развития чувашского языка. Его преподают не только в школах республики, но и в регионах, где компактно проживает чувашский народ. «Ярким подтверждением этого факта является форум учителей, который собрал всех учителей из регионов многонационального Поволжья», – сказала она.

Доцент кафедры чувашского языка и литературы Чувашского республиканского института образования Анна Егорова остановилась на актуальных вопросах изучения родного чувашского языка, анализах проблемы, путях решения.

На площадке форума обсудили актуальные вопросы по сохранению изучения чувашского языка в рамках обновленных стандартов, разработки учебных планов, рабочих программ по преподаванию чувашского языка и литературы. В настоящее время в системе образования происходят значительные события, уровни начального и основного общего образования переходят на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты. Школы разрабатывают основные образовательные программы.

Модератор мероприятия – министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Дмитрий Захаров.

 

Справочно:

В настоящее время в республике функционирует около 900 образовательных организаций, в которых развиты различные модели изучения чувашского языка.

Во многих детских садах, расположенных на территориях с компактным проживанием чувашского населения, реализация образовательной программы ведется на чувашском языке с постепенным переходом на двуязычие в старших группах (58 детских садов – 18% от общего количества детских садов).

Большое внимание уделяется развитию чувашского языка в общеобразовательных организациях. Около 70 тыс. школьников (48,2% от общего числа) изучают родной чувашский язык. Чувашия обладает высокопрофессиональным кадровым составом учителей чувашского языка. Сегодня чувашский язык преподают более 600 учителей, из них 98,8% имеют высшее образование и квалификационные категории. Многие учителя чувашского языка известны далеко за пределами республики: так обладателями Гран-при «Серебряное перо» стали Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка средней школы № 40 города Чебоксары (2018 г.), Ильина Оксана Разиновна, учитель чувашского языка средней школы № 2 города Новочебоксарска (2020 г.).

В республике разработана система поддержки педагогов, проводится ряд мероприятий в целях повышения имиджа учителя родного языка. Денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей присуждается педагогическим работникам, подготовившим победителей и в размере 50 тыс. рублей педагогам, подготовившим призеров международных, межрегиональных олимпиад школьников по чувашскому, татарскому, мордовскому языкам и литературе.

Ежегодно проводится Межрегиональный конкурс учителей чувашского языка, в котором принимают участие педагоги Чувашской Республики, Татарстана, Ульяновской области. Победитель данного конкурса участвует во Всероссийском мастер-классе учителей родных языков.

Чувашским республиканским институтом образования организовано постоянное методическое сопровождение обучения родным и государственным языкам. Созданы условия для регулярного повышения квалификации учителей чувашского языка.

Для реализации этнокультурного компонента в республике разработаны учебные программы по родному чувашскому языку и литературе, по государственному чувашскому языку (12 программ). Подготовлены 18 электронных форм учебников, 42 учебных пособия для изучения чувашского языка и литературы, 3 учебно-методических комплекта включены в федеральный перечень учебников.

В республике реализуется проект «Родной язык – язык матери», в котором участвует 51 дошкольная образовательная  организация. Важным методическим инструментарием для педагогов является глоссарий на чувашском языке основных терминов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Также изданы учебно-методические пособия, сборник сценариев мероприятий.

В республике реализуется проект «Единый республиканский экзамен – одна из моделей развития профессиональной компетентности учителей чувашского языка и литературы», разрабатываются контрольно-измерительные материалы для проведения единого республиканского экзамена, проводятся регулярно курсы повышения квалификации, обучающие семинары для педагогов, вебинары и пробные экзамены для обучающихся.

Большое внимание уделяется развитию чувашского языка в Интернет-пространстве. В социальной сети ВКонтакте функционирует сообщество «Чăваш чĕлхи – чĕкеç чĕлхи». На страницах сообщества размещаются материалы, связанные с чувашским языком и культурой чувашского народа.

Для дистанционного изучения чувашского языка и литературы создана платформа «Вĕренÿ порталĕ».

В целях популяризации изучения чувашского языка проводится образовательная акция – Всечувашский диктант, который транслируется в прямом эфире на Национальном радио Чувашии и через сеть Интернет на официальном сайте Национальной телерадиокомпании Чувашии. В акции в 2022 году приняли участие более 7 тысяч человек.

Предусмотрены целевые средства на приобретение книг на чувашском языке. Это способствует повышению доступности информационных материалов по истории и культуре чувашского народа и создает условия для изучения родного языка.

 

Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики

    Чăвашла



20 июня 2022
19:09
Поделиться
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter