В Художественном музее работает выставка Геннадия Исаева «Зима в Чувашии»

В Художественном музее работает выставка Геннадия Исаева «Зима в Чувашии»

Концептуальные выставки, которые делает главный хранитель ЧГХМ Георгий Исаев, как правило, вызывают бурную полемику в рядах художников и искусствоведов.

Для выставки Геннадия Исаева «Зима в Чувашии» в одном экспозиционном пространстве куратор объединил несколько серий зимних пейзажей с повторяющимися мотивами. Натурные этюды, которые художник написал в разные годы, лишь немного отличаются ракурсом, углом падения света, какими-то деталями. Целенаправленно демонстрируя их рядом друг с другом, Георгий Геннадьевич делает попытку понять, что же так волновало художника в этих местах, в этих видах, что он возвращался к ним снова и снова.

Куратор отталкивается от философской концепции, согласно которой пейзаж, окружающее пространство – это «третья кожа» человека; то, что художник видит (и показывает на своих полотнах) глубоко обусловлено его культурой, языком, традициями и верованиями его народа. «Искусство – это мой дух. Моя установка – слияние духа природы с моей душой», говорил Геннадий Исаев, и как смысл жизни воспринимал сохранение собственной идентичности.

Боль о судьбе чувашского языка, запустении мест, где народ издревле жил, проявляется и в пейзаже. Одно из понятий, которые привносит в него художник – «кичемлĕх» – безысходность, одиночество. Занесенные снегом холмы и овраги, в лунном свете кажущиеся совершенно безжизненными, замерзающий на ночной дороге одинокий путник в сознании художника связаны с закрытием чувашских классов в школах и умиранием деревень.

Противоположное этому понятие – «хăтлăх» – уют, лад, порядок – художник ищет, раз за разом повторяя фрагменты «теплого», согретого человеческими руками мира деревни: ветлы, колоды с незамерзающей водой, надворные постройки, фигурки людей.

Творчество Геннадия Ильича Исаева, конечно, не ограничивается представленными работами.

«Независимо от того, что он не создал больших тематических полотен, Геннадий Исаев смог передать дух нации. Он жил вечной мечтой сохранить народ, развить свой народ. Это редкий художник, который читал и знал поэтов, он и сам писал прекрасные стихи. К нему тянулись многие патриоты, которые и составили основу национального движения: Атнер Хузангай, Николай Лукьянов, Юрий Яковлев и многие другие», - рассказал народный художник Чувашской Республики Николай Енилин.

Председатель Союза чувашских художников Наталия Соловьева поделилась, что благодаря этой выставке нашла для себя новый способ говорить о национальном:

«Я не была знакома с художником лично, но все, что я вижу здесь, я знаю, оно мне родное: эти ветлы, такие мощные, эта деревня – йăмраллă ял – те самые леса, те самые срубы… Ведь и я так же ходила с ведрами в овраг! Почему мы не пишем об этом? Эти работы будто открыли мне глаза, и я понимаю, в каком направлении работать».

Николай Садюков, друг художника, который много лет был главным хранителем и директором художественного музея, вспоминал, как благодаря Исаеву в Чувашии оказалась большая коллекция произведений И.В. Дмитриева. Владислав Зотиков, который представлял Союз художников Чувашии, размышлял о непростой творческой судьбе художников, занимающихся педагогическим трудом. Не обошлось и без пламенной дискуссии о национальном сегодня с участием Анатолия Кибеча, Николая Карачарскова и Михаила Воробьева.

Но, возвращаясь к представленным работам, хочется вспомнить слова самого Геннадия Ильича. «Мое творчество не требует зрительского шума, большого стечения людей. Кто поймет, тому спасибо», говорил художник. Восприятие выставки и вправду требует тишины, особого настроя и глубокой сосредоточенности, которые разлиты в природе сейчас. Это именно то, что нужно, чтобы подвести итоги и собраться с мыслями перед началом нового годового круга. Выставка работает до 12 января.



Чувашский государственный художественный музей
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter